Более 6 тысяч дистанционных краж со счетов татарстанцев и телефонных интернет-мошенничеств зафиксировали сотрудники МВД по Республике за 3 месяца этого года. Об этом рассказали сегодня на брифинге. При этом пик роста таких преступлений, благодаря усилиям силовых ведомств, пройден в 2021 году. Вот только на спад ситуация пока не идет.
Инна Данилова с подробностями. Мама двоих детей Анна с интернет-мошенниками сталкивалась несколько раз.«Представились из какой-то больницы, сказали, что сын попал в больницу. Но у меня не было детей тогда. А сейчас я бы позвонила ребенку — вот у нее есть часы, на которые можно позвонить, и спросила, что случилось. Из полиции также как-то звонили, говорили, что надо код отправить, который придет на телефон. Как-то навязчиво слишком. Вроде ты понимаешь, что полиция так вот звонить и разговаривать не может», — говорит Анна Козлова.
Половина всех преступлений в Татарстане связаны с телефонным и интернет-мошенничеством и дистанционными кражами. Только за 3 месяца 2025 года зарегистрировано более 6 тысяч таких случаев. А ущерб приближается к полутора миллиардам рублей. Так, одному из предпринимателей позвонили якобы правоохранители и, заявив, что с его счета идет финансирование ВСУ, предложили перевести деньги на «безопасный счет».
«Переключались якобы на ФСБ, на службу безопасности банка. В итоге предприниматель лично передал курьеру деньги. Мы установили курьера, задержали его. Но деньги уже «ушли» мошенникам. Силовые структуры не работают так. Они не занимаются сутками обзвоном граждан и не просят их деньги декларировать, передать какому-то курьеру.
Кстати, в передаче денег от потерпевшего до конечного источника нередко задействуется 5-6 курьеров. В этой передаче задействуют и потерпевших, которые ранее уже пострадали в подобных схемах. Им говорят: «Есть шанс, что мы вам вернем деньги, если вы нам окажете содействие», — начальник Управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан Рефат Катипов.Еще одна мошенническая схема — сообщение от начальника со взломанного или фейкового аккаунта с требованием перевода денег. В среднем ежедневно дистанционно по счетам граждан похищается до 15 миллионов рублей. Раньше это происходило из-за утечки данных из банков и других организаций. Сейчас — чаще в результате массовых обзвонов, как правило, в мессенджерах, с подменных номеров зарубежных колл-центров.
«Наиболее распространенный способ совершения мошенничества — это несанкционированный доступ к счету, который заключается во взломе аккаунта «Госуслуг». Это позволяет в последующем похищать информацию о гражданине, оформлять на него кредит», — говорит заместитель начальника отдела — начальник отделения по раскрытию преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникативных технологий Управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан Рафаэль Мусаев.
Введенный в России «период охлаждения перевода денег в два дня» при дистанционном оформлении кредита — бесценный шанс не попасть на удочку интернет-аферистов. А для правоохранителей — раскрыть это преступление. К слову, Татарстан занимает второе место по количеству лиц, выявленных по преступлениям «на удаленке».
В эпоху интернета одной возрастной категории, которая в большей степени, чем другие, страдала бы от действий мошенников, нет. Цифры разнятся минимально. С небольшим отрывом от других больше всего пострадавших в возрастной категории от 30 до 49 лет. Чуть меньше — от 50 лет и старше. И меньше всего пострадавших среди людей от 18 до 29 лет.
При этом чаще всего — почти в 60 процентах случаев — жертвами мошенников становятся женщины. А сами аферисты — это люди от 18 до 30 лет, которые объединены в преступные колл-центры и используют чаще несовершеннолетних курьеров.
Свежие комментарии