На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ГТРК Татарстан

22 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Бутова
    Наверное мало покоя  и много показухи. Курицам - на марафон!!!!Минниханов пригла...
  • Владислав Петряев
    Интересно, как КНР воспринимает этот визит и укрепление (развитие) наших отношений с Индией?Моди обсудит с Пу...

«Уголь – хлеб промышленности»: как привлекают молодежь российские угольные компании

Шахтер – по праву считается одной из самых интересных и опасных профессий. Несмотря на сложности работы, угледобывающим предприятиям удается привлекать молодых специалистов, однако кадры в этой сфере все еще востребованы. Наша редакция обсудила с начальником смены шахты «Комсомольская» предприятия «ВоркутаУголь», Героем труда Республики Коми, актуальность профессии, ее преимущества и место на рынке труда.

Дело жизни

Ярослав Михайлович Бонк прожил почти всю жизнь (67 из 69 лет) в Воркуте и вопрос с выбором профессии для него не был сложным. Город – шахтерский, практически у каждого родители, бабушки, дедушки работали на угольных предприятиях, поэтому карьерный путь был очевиден.

«У меня с детства сложилось определенное мнение, это были 60-70е годы, шахтерская профессия была достаточно престижной и у нас в Воркуте на этот период сложилось много учебных заведений, который обучали людей шахтерским профессиям», — рассказывает Ярослав Михайлович.

Ярослав Михайлович имеет более 42-летний подземный стаж. Он начал работать в «ВоркутаУголь» будучи студентом второго курса Воркутинского горного техникума, сначала на практике, а затем на постоянной основе.

После службы в армии он вернулся на комбинат и принял активное участие в строительстве шахты «Воргашорская», которая была самой современной на тот момент в Печорском угольном бассейне. Поступил в Ленинградский горный институт, один из крупнейших вузов по горному делу, и учился без отрыва от производства.

«После армии сам Бог велел отрабатывать, чему меня учили. Ну и в процессе работы надо было учиться, учиться и учиться, поэтому поступил, закончил горный институт. Сейчас до сих пор работаю, пока здоровье позволяет».

В 1994 году Ярослав Михайлович был приглашен руководить горными работами на шахте «Комсомольская», где он принял участие в процессе конвейеризации шахты. С тех пор и по настоящее время он продолжает работать на «Комсомольской».

«Есть такое понятие — проектная мощность, когда шахта выходит на те рубежи, которые запланированы. Вот и было 4,5 миллиона тонн запланировано в течение четырех лет добыть, но мы тогда за три года это сделали и меня наградили в тот период государственной наградой, медалью за трудовую доблесть».

В апреле этого года Ярославу Михайловичу присвоили высшее почетное звание Героя труда Республики Коми.

«Дело в том, что за 42 года работы в подземных условиях я работал и на «Северной» шахте, «Воргашорской», «Комсомольской», работал на разных должностях: и начальником участка, и заместителем главного инженера по безопасности, во многих мероприятиях участвовал. Сейчас мы продвигаем молодежь», — говорит Ярослав Бонк.  

Как решают вопрос с привлечением молодежи на производство

Молодежь в компанию приходит. Приходит как работать, так и учиться. «ВоркутаУголь» в сотрудничестве с Кузбасским государственным техническим университетом при участии Ухтинского государственного технического университета предлагает выпускникам школ качественное образование и достойную работу в родном городе. Так, выпускники могут получить образование по нескольким направлениям: «Открытые горные работы», «Горные машины и оборудование», «Подземная разработка пластовых месторождений» и другие.

Для студентов воркутинских учебных заведений организовали стипендиальную программу «Построй свое будущее с «ВоркутаУголь». В рамках программы студенты проходят оплачиваемую практику, получают стипендию за каждый семестр, а также гарантированное трудоустройство и выплаты. К слову, зарплатам шахтеров можно позавидовать. В среднем рабочие получают 106-140 тысяч рублей, без учета северных надбавок.

Привлекают не только студентов и выпускников, но и школьников. Компания проводит мероприятия, в которых ребята проявляют себя, знакомятся с профессиями, для них проводят экскурсии и различные профориентационные мероприятия. И большинство школьников действительно делает выбор в пользу шахты: привлекает престижность, зарплата и интересность работы.

«Конечно не хватает молодых специалистов. Молодые не все ответственные, а в шахте достаточно сложная и небезопасная работа, которая требует все-таки серьезного отношения к этому вопросу, тем более, на инженерно-техническую должность. У нас есть правила, которые, как говорят коллеги, написаны кровью, требования достаточно высокие», — говорит Ярослав Михайлович.

И это действительно так. На всех производственных предприятиях есть свой «писанный кровью» свод и воркутинские шахты – не исключение. Однако учитывая опасность профессии, уровень безопасности на предприятии – высокий. Безопасность – важная часть профессии

Для максимального снижения уровня травматизма и полного исключения смертельных случаев и аварий предпринимается ряд мер. Сотрудники постоянно следуют правилам техники безопасности, для них организовывают консультации, привлекают к участию в мероприятиях. По словам Ярослава Михайловича, еще 10 лет назад уровень безопасности в шахтах был далек от нынешнего.

«Сегодня мы можем связаться из шахты с любым человеком на поверхности. Диспетчер может посмотреть, где шахтер находится, может посмотреть, где он находился вчера. Если у человека что-то произошло, он может дать сигнал, у него идет аварийный сигнал диспетчеру, и он направляет людей. Очень много изменений в плане безопасности. Это и контроль за газовой обстановкой, за наличием воды, сейчас это даже не сравнить. 10 лет назад еще было гораздо хуже», — рассказывает Бонк.

Серьезно относятся на шахтах и к здоровью. Прежде чем спуститься под землю, нужно пройти алкотест, а также измерить давление. Только при наличии положительных показателей, рабочий идет на смену. Кроме ежедневных проверок, организованы и медосмотры. Причем врачи, проверяя здоровье шахтера, учитывают специфику работы. Сложный героический труд против легких денег

Развитая информационная компания в пользу шахтерской профессии есть не во всех регионах, и не вся молодежь имеет полное представление об особенностях этого непростого труда

Многие думают, шахтер – это чумазый рабочий в каске где-то под землей. У многих складывается ошибочное впечатление, что это «грязная» профессия. Однако сегодня шахтер – важное звено промышленности России.

«Конечно, «золотая молодежь» никогда не поймет молодого человека, который работает в шахте. Молодежь смотрит интернет, а там такого можно начитаться… Каждому хочется жить лучше, люди, читая, что где-то в интернете можно получить легкие деньги, не заинтересовываются в работе в шахте. Серьезность профессии понимает та часть, которая воспитывалась в семье, окружении, причастном к этому труду. Воркута – город чисто шахтерский. Ребята из регионов более ответственные, они начинали жизнь не на «белых булках», — считает Ярослав Михайлович.

«Это все-таки мужская работа, даже героическая. Героизм проявляется именно в преодолении нахождения в шахте. Это и возможность аварии довольно серьезной, много жизней осталось под землей», — продолжает Бонк.

Во многих отраслях наблюдается тенденция замены рабочего труда на механизированный. В угольной промышленности, как считает Ярослав Михайлович, возможно когда-то и будет функционировать безлюдная выемка угля, но совсем не скоро.

«Когда я учился еще в техникуме, тогда все говорили, что будет безлюдная выемка. Это мы на всех видах работ пытаемся применить, но пока еще не дошли до этого», — говорит шахтер.

Работа на шахте не означает постоянное нахождение под землей. Шахта – это мини-страна, и в ней есть множество разнообразных специальностей: горные мастера, комбайнеры, слесари, инженеры.

«Есть бульдозеристы, которые грузят и убирают уголь, машинисты погрузочных устройств, водители. У нас в объединении 104 вида профессии. Они все разнородные. Там столько профессий, в которых молодежь себя может проявить», — отмечает Ярослав Бонк. Уголь – это хлеб промышленности

Люди становятся врачами, учителями не из-за денег, а потому что чувствуют, что это их призвание. Можно ли так сказать про шахтеров?

«Однозначно. Раньше люди работали без механизмов, чистый ручной труд. Воркута начала добывать уголь в 1943 году, первые эшелоны пошли в Ленинград. Необходимость этого угля в первую очередь нужна была во время войны. В те времена механизмов мало было. Люди работали за кусок хлеба, все-таки работали в таких тяжелых условиях, перевыполняли нормы. Потом в 1960-70х годах расцвет угольной промышленности был, потому что необходимо было создавать ТЭЦ, все считали, что уголь – это хлеб промышленности. Без энергетики нельзя было содержать заводы, без энергетики никуда, профессия считалась престижной».

И продолжает таковой считаться, несмотря на тяжелый труд. Одна из основных причин, почему молодое поколение боится осваивать профессию – страх. Страх неизвестности, страх оказаться под завалом, не справиться. Однако как мы ранее выяснили: уровень безопасности на предприятиях соблюдается на самом высоком уровне, кроме того, у каждого начинающего специалиста есть свой наставник, который по началу курирует работу. Кроме того, как рассказал Ярослав Михайлович, страх, особенное в первое время – абсолютно нормальное явление.

«Первое погружение у меня было на 3 курсе. Нас 25 мальчишек было, мы спустились в старую шахту и занимались демонтажем оборудования. Конечно, страшновато было опускаться, а потом уже мы потихоньку привыкали. Тем более наши отцы, наши знакомые все в шахтах работали, мы чувствовали себя героями. Бывало страшно, когда происходили какие-то события, и ты когда спускаешься, думаешь о тех людях, которые погибли. Страх он всегда имеет место, бесстрашных людей не бывает», — считает Ярослав Бонк. Поддержка, помощь и рост

«Молодежь, она должна расти, учиться руководить, учиться профессии. Поэтому у нас достаточно молодежное управление: и руководители шахт, и руководители подразделений, и гендиректор у нас молодой. Много начальников участков», — рассказывает Ярослав Михайлович.

Один из перспективных и ответственных специалистов – ученик Ярослава Михайловича, Николай Луценко. На шахте он работает более 7 лет. О Ярославе Михайловиче говорит как о мудром руководителе.

«Он умный, мудрый человек, не только в плане работы, но и по жизни. Он дает дельные советы, идеи на общем собрании, принимаются решения, способствующие развитию предприятия. Мы как одна семья, стараемся выдать больше угля на-гора. Гора – это место снаружи, на земле, куда мы доставляем уголь», — говорит заместитель начальника участка внутришахтного транспорта (ВШТ) Николай Луценко. Спорт – основа всему

Несмотря на тяжелые шахтерские будни в свои 69 лет Ярослав Михайлович находит время и для активного образа жизни. В его списке множество увлечений. Основное, пожалуй, покорять вершины. Не только трудовые, но и горные.

«Я достаточно часто езжу на Эльбрус, 7-8 раз был уже, в Шерегеш езжу. Где бы ты ни работал, спорт должен иметь место всегда. Я сейчас катаюсь на велосипеде, на роликовых лыжах, зимой обычно выезжаю кататься на горных лыжах, в хоккей играл. Это уже стиль жизни», — говорит Бонк. Советы будущим шахтерам и задумывающимся об этой профессии

«Для начала нужно оценить степень ответственности. Если молодой человек выбрал именно шахтерскую профессию, то он должен серьезно подойти к своей безопасности, понимать, что безопасность его и товарищей – первостепенная важность при выполнении производственных задач», — считает Ярослав Михайлович.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх