Жалкий бунт и акт беспомощности, так охарактеризовал муфтий Татарстана сожжение Корана в Швеции. Этот поступок вызвал возмущение мусульман всего мира, при этом никакого вреда исламу он не нанес, подчеркнул Камиль Хазарат Самиггулин. Акции в Стокгольме резко осудил и Рустам Минниханов, свою позицию президент Татарстана озвучил не только как руководитель республики, где живут мусульмане, но и как председатель группы стратегического видения «Россия-исламский мир».
Подробнее Эльмира Заляева. Коран – священная книга каждого правоверного мусульманина, религиозная святыня, путеводитель в мир веры. Основа ислама — кораноцентризм. В коране ответы на все жизненные вопросы, и вся философия жизни в целом. Не случайно, детям, при рождении в первую очередь кладут Коран под подушку, а взрослые даже не дотрагиваются до книги, не вымыв рук. И представить себе, что кто-то может запятнать святыню актом вандализма, казалось в современном мире уже невозможно. Но такие нашлись. Датский политик Расмус Палудан в Стокгольме публично сжигает Коран, при стоящей рядом, бездействующей полиции и с молчаливого согласия властей. Чуть позже в Дании состоится еще один акт, также с официального разрешения властей, снова осквернение мусульманской святыни. Уже после – на недоумевающие вопросы общества – как это возможно? Прикроются пресловутой западно-европейской «свободой».«Насколько я понимаю на западе эти явления смотрят через призму свобода совести, свобода слова», — говорит доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений КФУ Лутфулло Исмоилов.
— Это можно назвать свободой слова?
— Это не свобода слова, это то ли «дуракизм», то ли непонимание ситуации.
Осокорбляя Коран, человек оскорбляет самого пророка, а пророк — это объект подражания, одновременно, если человек оскорбляет Коран, то он оскорбляет пророка ислама. Это плачевно заканчивается, насилие поражает насилие, это оскорбление чувств приверженцев ислама», — считает Лутфулло Исмоилов.«Они говорят, что у каждого человека есть право самовыражаться, что это свобода, но, говоря это они подразумевают только право свободно волеизвляться, свободу слова только для себя. И то, что этот человек сжег Коран, это показывает его неполноценность личности, так делают только маленькие дети, когда у них не хватает сил, не хватает доводов что-то поменять», — прокомментировал поступок Председатель Духовного Управления мусульман Республики Татарстан, муфтий Республики Татарстан Камиль Хазрат Самигуллин. Напоминать о нормах этики, морали и банального уважения друг к другу пришлось лидерам многих стран. В первую очередь высказалась Турция, Эмираты, как руководитель группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» высказался Президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Осквернение священных религиозных книг не может иметь оправдания. Это оскорбление мусульман всего мира, насмешка над верой, акт ксенофобии, что не имеет ничего общего с демократией и общечеловеческими ценностями», — говорится в обращении Президента Республики Татарстан. Еще один протест отправился послу Нидерландов.
«Свобода слова и самовыражения, которая допускает попрание чужих духовных ценностей и нравственных устоев, является серьезной угрозой, способной разрушить любое общество».
Там, где начинается свобода одного, заканчивается свобода другого. А вот жить свободными вместе – со всеми народами – еще надо научиться. И пока, судя по количеству протестов, и допущении подобных акций Европе и Западу эту науку еще предстоит освоить.
«Мы понимаем, что только гибельная политики в странах западных государств, где религиозные ценности оказываются отброшены на обочину общественной жини, и не только не влияют на жизнь государств, но и являются маргинальными. Только эта политика могла привести к тому, что религиозные символы можно использовать таким грязным, политическим образом. Мы уверены в том, что живем другой жизни, люди живущие в России настолько привыкли к взаимному сотрудничеству, что для нас оскорбление человека другой веры это фактически оскорбление самого себя», — считает настоятель Воскресенского Новоиерусалимского подворья города Казани Отец Роман Модин.
А пока, как считают политологи, хоть живущая под клише «просвещенной» Европа мудрости не нажила.
Эльмира Заляева, Дамир Мухаметханов
Свежие комментарии