Совсем не сказочная история разыгралась на этой неделе. Один из старейших театров кукол России -театр кукол Экият получили иски на круглые суммы. Товарищами по несчастью могут оказаться и другие театры. Как оказалось — ни Экият, ни ряд других храмов искусства теперь не могут использовать известных всем нам с детства персонажей — Шурале и Су Анасы.
Предприимчивая контора зарегистрировала товарный знак на героев татарского фольклора. Сценарий правовой пьесы прочла Эльвира Файзулина. Борьба за Су анасы развернулась в Казани. Театр кукол Экият получил досудебную претензию с требованием оплатить штраф за использование персонажей татарских сказок. Оказалось, что некая фирма запатентовала имена фольклорных героев и теперь заявляет о своих правах. Эльвира Файзулина разбиралась в ситуации.В театре кукол Экият готовится новая постановка. Репетиции проходят ежедневно. Правда, в привычный график художественного руководителя Ильгиза Зайниева вошли совершенно чуждые для него задачи – режиссеру впервые в жизни приходится отстаивать свободу кукол. У героев татарских сказок, персонажей его спектаклей, объявился хозяин.
« Пришло письмо с предложением досудебного разбирательства от правообладателей таких названий как Камыр батыр, Су анасы и еще нескольких названий. ООО запатентовало эти названия, они предлагают до суда возместить тот ущерб, который мы принесли, получается -500 тысяч рублей. Потом платить проценты со сборов», — рассказал Ильгиз Зайниев
Шурале появился на сцене Театра кукол Экият в 30-е годы. Символ татарских сказок – один из самых любимых и постоянных героев детских постановок. Вот, например, ростовая кукла 81 года из спектакля «Карлик-школьник». Сейчас Шурале в репертуаре присутствует как минимуму в пяти спектаклях. Но даже Шурале оказался в списке запрещенных.
Под запрет имена любимых героев посадила некая фирма. Присвоила она себе даже царицу Сююмбике и Кар кызы. Теперь красавицы из татарского фольклора почти как в знаменитой сказке подчиняются Карабасу Барабасу и по его велению превратились в товарные знаки. Мы связались с компанией.
«Товарное обозначение. Наша претензия заключается в этом. Мы не против спектаклей, но товарное обозначение не имеют право использовать без нашего разрешения», — сообщил представитель фирмы. Контора планирует выпускать пазлы, одежду, но пока решила сыграть по крупному — выставила счет детскому театру на полмиллиона.
Министерство культуры обсуждает претензию, только не с правообладателем, а с юристами. Ведомство не намерено договариваться с фирмой, в планах добиться аннулирования патента. Это возможно, если регистрацию наименований известных героев признают актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением права по статье 10 гражданского кодекса.
«Я считаю, что это абсурдная ситуация. Кроме того, сам факт регистрации товарного знака не дает им основания для того, чтобы они требовали за название спектакля, за использование этих литературных персонажей деньги», — поделилась министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.
Шурале, Су анасы, Камыр батыр – герои знакомые с детства каждому татарстанцу. Театр кукол Экият, безусловно, не единственное культурное учреждение, где звучат имена символов татарских сказок. Фактически, такую же претензию правообладатель может отправить по всей республике. Персонажи могут быть героями представлений, но их имена не должны фигурировать на афишах. К слову, случай регистрации сказочного персонажа как товарного знака – не первый. У Кыш бабая и удмуртского Тол бабая, к слову, тоже есть правообладатели. Проблема в правовых пробелах, считают в Минкульте.
«Одна из ключевых проблем — те правовые пробелы, которые существуют в вопросах регулирования авторского прав, и кто на что имеет право претендовать. И Роспатент сказал, что есть даже такой термин «патентные тролли». Это организация, которая регистрирует на себя те или иные товарные знаки, и затем предъявляет их в качестве полноценного правовладения этим словесным сочетанием», — сообщила министр культуры.
Тем временем, фирма планирует увеличить список владений – в товарные знаки хотят превратить Татар егете, Татар кызы, Убырле карчык, Алтын чэч. А Минкульт, в свою очередь, на рассмотрение Госсовета формирует инициативу по защите национального достояния с точки зрения незаконного использования наименований в патентах. Чтобы впредь любимые с детства герои не попадали в отдельные руки.
Свежие комментарии