С 1 сентября 2025 года у клиентов российских банков появился новый способ защиты себя и близких от мошенников. Сервис, который в народе уже прозвали «второй рукой», позволяет поручить родственнику или другу подтверждать или отклонять подозрительные денежные переводы. При этом доверенные лица не получают доступа к счетам и не могут совершать операции без ведома владельца, уточнили в Банке России.
После активации сервиса «вторая рука» у доверенного лица есть до 12 часов с момента уведомления, чтобы принять решение — подтвердить или отклонить операцию. Если ответ не поступит в этот срок, банк автоматически отклонит перевод, но запрос можно будет отправить снова.
Подключить услугу за другого человека без его согласия нельзя — инициатором всегда выступает сам клиент. Способ подключения сервиса каждый банк определяет самостоятельно: это может быть визит в офис или дистанционная активация.
Новый сервис охватывает денежные переводы третьим лицам — включая операции с банковскими картами, переводы через Систему быстрых платежей (СБП) и снятие наличных. Именно такими методами злоумышленники чаще всего похищают деньги у клиентов. При этом сам клиент выбирает, какие виды операций и по каким критериям будут требовать подтверждения, а также какие счета и вклады подпадут под защиту. Все условия фиксируются в соглашении с банком.
В качестве доверенного лица можно назначить не только родственника, но и любого другого человека, за исключением тех, кто связан с экстремизмом или терроризмом. Главное, чтобы доверенное лицо добросовестно контролировало финансовые операции клиента, отметил генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев в интервью «Российской газете».
Сервис «вторая рука» будет полезен не только пенсионерам и подросткам, но и всем, кто пользуется дистанционным банковским обслуживанием через мобильные приложения и другие цифровые сервисы, но по каким-либо причинам не чувствует себя в них уверенно.
Еще одной категорией клиентов, которым может пригодиться «вторая рука», являются люди с ограниченными возможностями здоровья или другими жизненными обстоятельствами, затрудняющими полноценное понимание финансовой информации.
От сервиса «вторая рука» можно отказаться в любое время, подав соответствующее заявление в банк. После его получения банк обязан отключить услугу в течение 24 часов. Этот «период охлаждения» введен, чтобы минимизировать риск отключения сервиса под давлением мошенников.
Свежие комментарии